Впечатления: «Меланхолия» погубит Землю. «ЧТО» и «КАК»

Не вижу смысла пересказывать сюжет: многие уже посмотрели, а те, кто не видел, наверняка знают, в чем он заключается. Если просто – фильм о конце света.  Возможно, Ларс фон Триер сделал эдакий  рекламный ход, выпустив фильм на фоне всеобщей, если не истерии, по поводу «очередного» конца света, то явной заинтересованности многих в том, ну почему же такие-растакие майя закончили свой календарь именно 2012 годом. К слову, истории хорошо известны факты (и не единичные) такого «вялого ожидания» конца времен, которые в своем большинстве были связаны с религией, разного рода предсказаниями и сочетанием цифр в наименовании года (666 г., 1000 г. – поскольку тысяча лет прошло с пришествия Иисуса, и прочее).



Когда я впервые увидела этот фильм полгода назад, не могу отрицать, была под колоссальным впечатлением.  Поэтому советую тонким натурам почаще напоминать себе, что это просто фильм. «Меланхолию» я смотрела дважды. Оба раза в оригинале с субтитрами. На мой взгляд, это наилучший вариант, наверное, для любого фильма, но для этого в особенности. Мне кажется, вы обязательно должны услышать голоса героев этой картины: то,  КАК Жастин произносит «But Michaelwhat did you expect?..»,



как Клэр (дважды за фильм) повторяет «Sometimes I hate you so much, Justine..», с каким чувством это произносится, что несут в себе эти фразы. Это очень важно, на мой взгляд. Актер проживает жизнь своего героя. Для актера важно ПРОЧУВСТВОВАТЬ, что чувствует его герой. Это хорошие актеры. Они живут на экране, они чувствуют. Мне кажется, важно прочувствовать этот фильм через них. Тогда, возможно, вам посчастливиться ощутить тот творческий катарсис, доступный лишь немногим.



Фильм поделен на две части, названные именами двух сестер; он начинается с конца – таким образом, мы уже знаем все заранее. Для чего это было сделано? На мой взгляд, уже увидев, что случится, зная, что произойдет, ты смотришь фильм с особой точки зрения, ты несешь в себе это ощущение безысходности, весь фильм пропитан им. 



Зрителю уже дано все в самом начале, как предсказание, как понимание неизбежности. Разделение фильма на две части также вносит определенную ясность. Кажется, все логично, вот он – каркас: конец света, две сестры. Но то, как они проживают это, как чувствуют, как поступают, то, насколько они по-разному думают и действуют – вся соль именно в этом антагонизме. 



Противоречие. И опять же это все дано в самом начале: три фигуры видим мы на поляне перед замком, три небесных тела над ними: Жастин под «Меланхолией», Клер как Земля под Солнцем и маленький Лео, сын Клер, под Луной. Все это глубоко символично, и в соответствии с этой схемой, представленной режиссером нам все ясно, как на ладони, действуют персонажи: Жастин, страдающая психологическим расстройством – депрессией, будто бы изначально запрограммирована на разрушение всего вокруг, Клер – жена и прежде всего мать стремится созидать и «все сделать правильно», а маленький Лео, еще не способен к самостоятельному существованию без матери, как Луна не сможет существовать, перестав вращаться вокруг Земли.



В первой части мы видим историю Жастин, но ощущаем влияние Клер – она полностью организовала свадьбу сестры, во всем ощущается ее сила. Вторая часть посвящена Клер, однако, даже сквозь ее действия, сквозь кадры, показывающие чувства Клер, ее мысли, ее саму, мы будто видим пронзительный взгляд голубых глаз Жастин. Они прорастают друг в друга. Они противоположно разные, но сходятся воедино, как Меланхолия входит в Землю, разрушая и себя, и ее.
На протяжении всего фильма Жастин делает, кажется, все, чтобы заставить себя ненавидеть. 



Она словно проводник приближающейся разрушающей силы – расцветает и перевоплощается с приближением планеты в то время, как ее сестра чахнет и все больше выходит из эмоционального равновесия. Она будто меняется с Жастин местами. НО, истинные чувства Жастин, казавшейся такой суровой, непробиваемой, жесткой и циничной, мы видим лишь, когда она обнимает маленького Лео: она любит его, и ей действительно жаль. Очень жаль. 



Жастин, в силу ли своей психологической хвори, уж не знаю, она как будто изначально создана такой. И она знает это. И принимает. «Because I know things».  Probably she knows.



Хотелось бы разобраться с эпизодом, где была сказана эта фраза. Жастин говорит о том «If I say that we’re alone. Were alone. Life is only on Earth.» Сказать, что это утверждение спорно – значит, ничего не сказать, не так ли? Однако, по всей видимости, здесь это оправдано драматизмом сюжета и общим нагнетанием момента. Наверное. Для меня это так и осталось тайной. Даже после повторного просмотра.



Так, все приходит к логическому завершению. Этот драматический момент... Все кончается: муж-ученый, так усердно уверявший всех, что планета пройдет мимо, так очевидно побаивающийся Жастин и неприязненно относившийся к ней, оказывается трусом; Клер мечется, в отчаянии пытается спасти себя и ребенка и уехать – но куда? Жастин смиренна и спокойна. Но они встретят это вместе, держась за руки. Так нужно.



Второй раз (и не на экране кинотеатра), хочу сказать, это смотрится легче. Очень даже вероятно, что вас пробьет на слезы, поэтому советую после просмотра взглянуть на небо и понять, что никакой приближающейся планеты нет и единственная «Меланхолия», которая может разрушить наш мир – это наша, собственная меланхолия, хандра, депрессия.
Стоит задуматься об этом. 

                                        

P.S.
Для меня это фильм привлекателен не только из-за глубокого смысла в нем заложенного.  Важно не только то, ЧТО хотел сказать режиссер, но и то, КАК он это сказал. Вначале, после просмотра, находясь под огромным впечатлением, возможно, даже пребывая в некой такой опять же меланхолии, сразу не замечаешь, а точнее, не понимаешь, чем же еще фильм так зацепил. Как в случае со многими хорошими и по-настоящему глубокими вещами, осознание приходит далеко не сразу. Сейчас, посмотрев фильм во второй раз, я могу с точностью сказать, что увидела его под другим углом. Уже зная ЧТО, обращаешь внимание КАК. 



Совершенно потрясающие кадры, то, как движется камера, невероятно красивые, приглушенные, но как будто сочные цвета, сама манера съемки – вот, что я искала в этом фильме. Обстановка замка, много добротного дерева, такая ненарочитая, что называется, качественная, «практичная роскошь», почти аристократический образ жизни, конные прогулки, природа, туман, поляна, лес – во всем этом есть некий шарм. Это несомненно притягивает.



В связи с этим задумалась над тем, почему режиссер поставил эту пьесу именно в такой обстановке: семья, в самом деле, ведущая практически аристократический образ жизни, ничем не обремененная, кроме Жастин, да и та поначалу и даже впоследствии не выглядит ненормальной, а так, с причудами. Ах, да, конечно, есть еще и мать, тоже, кажется, слегка слетевшая с «катушек», отвергающая собственных дочерей и институт брака в принципе. Именно она произносит главный лозунг фильма «Enjoy while it lasts». Есть еще и «your stupid daddy», неудосужившийся даже поговорить с дочерью, когда она со слезами на глазах просит его об этом..  Да, верно, эта семья несчастна. И смысл показать конец света именно на этой, с виду благополучной, но гнилой изнутри, семье в том, что никакие богатства не способны предотвратить то, чего не избежать. Наверное, здесь лишний раз прослеживается драматизм сюжета.
В любом случае, должна сказать, что фон Триер добился своего. Мысль зрителя описала круг и пришла к логическим заключениям. Есть над чем задуматься, есть на что посмотреть, есть чему поучиться.



«Enjoy while it lasts» - как новое прочтение хорошо забытого старого "Лови момент!". Чем не девиз к жизни? В этом и главный парадокс фильма: сняв фильм о конце всего, о смерти, фон Триер, тем самым, подталкивает нас подсознательно сопротивляться этому. И, возможно, больше ценить всё. Это прекрасно.

Комментарии

  1. я словно посмотрела фильм, а мне, как впечатлительной натуре, о которых ты говоришь, это как раз то, что надо:) конечно, появилось желание его посмотреть и это полностью твоя заслуга, как рецензента! мне понравилось:)здорово!

    ОтветитьУдалить
  2. спасибо большое! будем дальше стараться!)

    ОтветитьУдалить
  3. я сначала хотела посмотреть, этот фильм. но увидев трейлер желание пропало. там ещё моя нелюбимая Кирстен Данст.
    но теперь точно посмотрю - замечательная рецензия!:))

    ОтветитьУдалить
  4. о, спасибо)
    я, на самом деле, ее раньше тоже очень не любила, но потом, посмотрев этот фильм и "Марию Антуанетту" Софии Копполы, изменила свое мнение .)

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Впечатления: ‘Last Night’. Просто о непростом.

Великая красота: «Многознание ничему не научает».